Индикатор работы лямбда зонда на м/с LM3914

Использованы схема с сайта Е. Гусарова и материалы PC WEEK/RE #33 12/09/00

(06/06/2004)

В своей Камри я долго боролся с нестабильными оборотами ХХ. Расшифровываю – стрелка тахометра плавно и с завидным постоянством «плавала» между 650 и 700 об/мин. Интернет подсказал, что одним из вариантов  может быть проблема в датчике содержания остаточного кислорода в выхлопных газах. Если проще то – лямбда-зонде.

Немного теории. Для нормальной работы датчик должен иметь температуру не менее 360 град С. Поэтому для быстрого прогрева после пуска двигателя до нормы,  в датчик  встроен нагревательный элемент. Исправный датчик в результате химической реакции вырабатывает напряжение от 0,1 В (высокое содержание кислорода – бедная смесь) до 0,8 В (низкое содержание кислорода – богатая смесь).  Краткое описание процесса сгорания бензина:

 

Зависимость напряжения лямбда-зонда от состава смеси

        т.е. при значении лямбда=1 напряжение должно скачком меняться с 0,2В на 0,8В (или с 0,8В на 0,2В). Время переключения должно быть не более 300 миллисекунд, если больше – «датчик подтравлен», сильно больше – мертв.

         Подобные проблемы описаны на сайтах типа http://www.opel.auto.ru

Описание прибора

С проблемой разобрался сам. На сайте http://future.quarta.ru/icars/master/iwo2.html нашел схему нехитрого приборчика на одной микросхеме LM3914, с помощью которого можно оперативно отследить уровень и скорость изменения напряжения, генерируемого зондом. Приведу лишь его схему (для сведения), а остальное о нем прочтите на сайте-источнике (если сцылка умрет – выложу тут). Там же http://future.quarta.ru/icars/injsys/o2nt-w.html  есть толковое описание замены на аналоги и  принцип работы. Микросхема продается в магазине «Элемент» (это не реклама J).

Схема

 

Внешний вид устройства

 

 

 

Диагностический разъем

Подключение произвел в диагностическом разъеме в клемме с надписью «Ox1». Если у Вас задействован ещё и «Ox2», значит в выхлопную систему Вашего автомобиля вмонтировано 2 зонда и может быть 2 катализатора…

 

Замена зондов

В общем, мой датчик оказался мертвым. Заменил его на BOSH от ВАЗ-2110. В связи с тем, что сопротивление оригинального нагревательного элемента было 16 Ом, а у установленного BOSH 4 Ом, пришлось поставить реле-повторитель. Результат – ХХ восстановился, приемистость двигателя улучшилась. А фото зонд BOSH и реле-повторитель от комплекта автомобильной сигнализации.

 

P.S. Года полтора назад меняли лямбда-зонд на MAZDA-626 1993 г/в, 6 цилиндров, 140 л/с. Сопротивление оригинальной обмотки нагревателя было 8 Ом, поэтому реле-повторитель ставить не стали (прикинули, что +-100% фигня, хотя конечно кхе-кхе). Проблем после установки не было (и не будет – машина продана). Внешний вид:

P.P.S. Точные номера моделей датчиков не привожу, т.к. в каждом конкретном случае нужно смотреть по посадочным местам и по функционалу.

 

Используются технологии uCoz