Индикатор работы лямбда зонда на м/с LM3914
Использованы схема с сайта Е. Гусарова и материалы PC WEEK/RE #33 12/09/00
(06/06/2004)
В своей Камри я долго боролся с нестабильными
оборотами ХХ. Расшифровываю – стрелка тахометра плавно и с завидным
постоянством «плавала» между 650 и 700 об/мин. Интернет подсказал, что одним из
вариантов может быть проблема в датчике
содержания остаточного кислорода в выхлопных газах. Если проще то –
лямбда-зонде.
Немного теории. Для нормальной работы датчик должен
иметь температуру не менее 360 град С. Поэтому для быстрого прогрева после
пуска двигателя до нормы, в датчик встроен нагревательный элемент. Исправный
датчик в результате химической реакции вырабатывает напряжение от 0,1 В
(высокое содержание кислорода – бедная смесь) до 0,8 В (низкое содержание
кислорода – богатая смесь). Краткое
описание процесса сгорания бензина:
Зависимость
напряжения лямбда-зонда от состава смеси
т.е. при значении лямбда=1 напряжение должно скачком
меняться с 0,2В на 0,8В (или с 0,8В на 0,2В). Время переключения должно быть не
более 300 миллисекунд, если больше – «датчик подтравлен», сильно больше –
мертв.
Подобные проблемы описаны на сайтах
типа http://www.opel.auto.ru
Описание прибора
С проблемой разобрался сам. На сайте http://future.quarta.ru/icars/master/iwo2.html нашел схему нехитрого
приборчика на одной микросхеме LM3914, с помощью которого можно
оперативно отследить уровень и скорость изменения напряжения, генерируемого
зондом. Приведу лишь его схему (для сведения), а остальное о нем прочтите на
сайте-источнике (если сцылка умрет – выложу тут). Там же http://future.quarta.ru/icars/injsys/o2nt-w.html
есть толковое описание замены на аналоги и принцип работы. Микросхема продается в магазине «Элемент» (это не
реклама J).
Схема
Внешний вид
устройства
Диагностический
разъем
Подключение
произвел в диагностическом разъеме в клемме с надписью «Ox1». Если у Вас задействован ещё и
«Ox2», значит в выхлопную систему Вашего автомобиля вмонтировано
2 зонда и может быть 2 катализатора…
Замена зондов
В общем, мой датчик оказался мертвым. Заменил его на BOSH от ВАЗ-2110. В связи с тем, что сопротивление
оригинального нагревательного элемента было 16 Ом, а у установленного BOSH 4 Ом, пришлось поставить
реле-повторитель. Результат – ХХ восстановился, приемистость двигателя
улучшилась. А фото зонд BOSH и реле-повторитель от комплекта
автомобильной сигнализации.
P.S. Года полтора назад меняли
лямбда-зонд на MAZDA-626 1993 г/в, 6 цилиндров, 140
л/с. Сопротивление оригинальной обмотки нагревателя было 8 Ом, поэтому
реле-повторитель ставить не стали (прикинули, что +-100% фигня, хотя конечно
кхе-кхе). Проблем после установки не было (и не будет – машина продана).
Внешний вид:
P.P.S. Точные номера моделей датчиков
не привожу, т.к. в каждом конкретном случае нужно смотреть по посадочным местам
и по функционалу.